Женя (mihahuda) wrote,
Женя
mihahuda

Categories:

Что такое линогравюра и как это у меня происходит

Оригинал взят у ezova_denisova в Что такое линогравюра и как это у меня происходит

Я решила подробно написать о том, что такое линогравюра, в какие этапы у меня происходит работа и какие материалы я для этого использую. Это не пошаговая инструкция, а описание процесса с фотографиями примеров.

Во-первых скажу, что у меня нет профессионального образования в области печатной графики. Все, что я знаю и умею, я нашла опытным путем, что-то было подсказано коллегами или подсмотрено в интернете. Мой путь начался с занятия по линогравюре в Британской высшей школе дизайна в 2012 году.

Линогравюра из серии "Лето на маяке", 2014 года. Моя самая успешная в коммерческом плане работа.

Линогравюра начинается с рисунка, я делаю эскиз будущей работы карандашом. Т.к. обычно я делаю цветные линогравюры, в 2-3 краски, на этапе эскиза я ищу оптимальное цветовое решение. Как его ищу. Во-первых я думаю о тоне, что у меня будет светлое, что темное. Во-вторых о том, чтобы использовать по максимуму возможности каждого цвета. Например, если у меня гравюра в две краски, допустим, желтый и синий, то при печати я могу получить третий цвет — зеленый (за счет наложения желтого на синий или синего на желтый). На фото выше я получила фиолетовый цвет путем наложения синего на красный. Кроме того, я думаю о настроении, которое хочу выразить, что также влияет на выбор цвета (читайте подписи к фотографиям).

Так, например, выглядел эскиз к заглавной работе этого поста. Иногда цвет я просто представляю в голове, а на картинке могу лишь памятки-почеркушки сделать.

Дальше я переношу рисунок на кальку и с кальки на линолеум. Можно для этой цели использовать копирку, но мне это неудобно, т.к. при работе с копиркой готовое изображение будет зеркальным к эскизу. А через кальку, пусть это и несколько дольше, я получу именно то, что было у меня в эскизе. С кальки переношу изображение на отдельные одинакового размера куски линолеума (одинаковые — если у меня именно линогравюра, вписанная в определенного размера фон, а не штампы). Каждый цвет на отдельном куске линолеума. Если линогравюра в один цвет, в одну краску, то и печатная форма одна.

Эскиз, рисунок на кальке и на линолеуме. Работа из серии "Волчата летят в космос", 2014 год


В традиции линогравюры, участки формы, которые не вырезаются покрываются темным цветом (гуашью, маркером), я так не делаю, максимум делаю себе напоминалки, где какая форма, закрасив черным уголки (на фото выше).

Следующий этап — вырезание форм. Для этого используются специальные ножи (резцы, штихели, стамески — у них есть разные названия). Я использую Татьянку, Pfeil и Speedball, все их одинаково люблю. Для понимания: Татьянка — это российский качественный доступный продукт. Speedball — американский дешевый, не продается в России. Pfeil — швейцарские профессиональные ножи, стоят дорого, в России видела в Черной Речке.

Резец с синей ручкой — Speedball, ножи со светлой ручкой — Татьянка, с темной — Pfeil.


Дальше — бумага. Если я печатаю ложкой, чаще всего использую обычный ватман Госзнак, так как он гладкий и плотный. Его недостаток — с годами желтеет. Меня это смущает лишь потому что я не могу сказать, что моя работа архивного качества и гарантировать ее сохранность на долгие годы, но по сути, пожелтевшая бумага — мелочи. Если я печатаю на станке (скажу ниже об этом) я могу использовать любые бумаги. Особенно люблю хлопковые, специальные для офорта.

Сначала о печати ложкой. Ложкой я печатаю по принципу "бумага снизу", т.е. как при печати штампами, когда печатная форма сверху прикладывается к листу (фото ниже). Традиционно линогравюру печатают "бумагой сверху", т.е. форма остается внизу, а бумага прикладывается сверху. При "правильном" способе нужно меньше усилий, чтобы добиться качественного оттиска. Но так сложилось, что попробовав печатать правильно я в итоге выбрала "неправильный" способ. Для меня так выше ощущение контакта, контроля, достоверности что ли. Перед печатью я делаю разметку на каждом листе, по размеру печатной формы отмечаю карандашом уголки (можно полностью обвести форму), с которыми затем поочередно буду совмещать каждую печатную форму, чтобы цвета наложились точно.
Процесс печати линогравюры. Из серии "Лето на маяке", 2014 год.

Печать на прессе. Этой зимой я купила себе специальный пресс для линогравюры марки ABIG, это самое бюджетное и негабаритное, что можно найти на рынке, размер пресса 30x30 см, стоил он 10 тысяч рублей. Я привезла его из Санкт-Петербурга транспортной компанией. Очень долго я вокруг него ходила, первые попытки печати были неудовлетворительными и прежде чем приноровиться, я даже успела пожалеть о покупке. Но затем знакомство и даже любовь состоялись. На прессе я стала печатать "правильно", когда бумага сверху. Почему, не знаю. Просто на прессе такой способ печати оказался более естественным, мне не нужно ничего регулировать и контролировать, все за меня делает пресс. О том, как делать разметку бумаги при печати "бумага сверху" предлагаю посмотреть в коротком видео "Linocut with Simon Ripley". Я делаю примерно также.

Следующий этап — подготовка краски. Это очень важный этап. Иной раз краску я готовлю очень долго, прежде чем получу нужные мне цвета. Я использую офортную краску Charbonnel Aqua Wash, в моем понимании это идеальная краска. Прежде чем ее найти я пробовала краски на водной основе, кое-какие оказались хорошие (краска LINO/Creall, например), а какие-то вообще очень и очень низкокачественными (Speedball, например). Краски на водной основе я использую в основном для коллажей, когда нужно напечатать что-то, чтобы быстро высохло. Краска Charbonnel имеет уникальную формулу, у нее масляная текстура, но моется она водой с мылом. Это профессиональная краска архивного качества. Сохнет как и масло долго, сутки, иногда больше.


Моя палитра при печати штампами


Для нанесения краски на формы используют валики (резиновые, вальцмассовые, "для линогравюры" — так они могут называться). Я дополнительно использую поролоновые кисти для маленьких деталей (чаще всего — при печати штампами). Валики у меня есть маленькие 10 см шириной фирмы Abig, я покупала их в Питере в Салоне художника, для моего формата работ это идеального размера валики. Качество не могу сказать, что идеальное, но все равно люблю их. Еще использую резиновый валик из Черной речки и валики Speedball. Последние имеют стандартный диаметр окружности 3-3,5 см, это предполагает больший расход краски и если я печатаю что-то небольшое, это неудобно. Валики бывают мягкие и жесткие, чем жестче валик, тем тоньше будет слой краски на форме. Abig — это что-то среднежесткое, универсальное. Из Черной речки — очень твердый и это в определенных задачах замечательно. Speedball у меня все мягкие, что особенно подходит, например, для печати на ткани, т.к. валик набирает больше краски.

По центру валик Speedball, по краям ABIG (обратите внимание на диаметр)

И далее непосредственно печать. Поочередно каждую форму аккуратно совмещаю с разметкой, сверху тщательно продавливаю ложкой (у меня деревянная, но можно использовать любую). Покажу несколько фотографий об этом (читайте подписи к фотографиям).



Печатаю на прессе, бумагой сверху. Печатная форма и оттиск с одним цветом (на ягоды я дополнительно нанесла другую краску паролоновой кистью).


Второй цвет


Готовое изображение. В верхней части можно увидеть оттиск с каждой формы по отдельности.

Когда работа готова можно ее подписать и отсканировать (если это будущая иллюстрация, например). По этой ссылке я рассказывала о том, как подписать линогравюру.

Страница из книги Print Workshop со схемой подписи линогравюры

Какие еще материалы вам понадобятся для работы
Линолеум коммерческий гомогенный Horizon или другой гомогенный (без тканевой подкладки, не рыхлый).
Подложка для палитры — лист оргстекла или пластика размер А4-А3 или обычный ламинированный лист, на котором будете замешивать краску.
Мастихины с гибкой рабочей поверхностью (для замешивания краски).
Краски для линогравюры. Как уже говорила, я использую Charbonnel Aqua Wash. На первое время профессиональные краски можно заменить, например, художественными масляными (я начинала именно ими) либо акриловыми с замедлителем высыхания.

Что еще я могу порекомендовать для знакомства с этой техникой и ее возможностями
Давно-давно я делилась своим процессом печати линогравюры пошагово, смотреть здесь.
Видео на которое уже ссылалась выше, на англ., но и так все понятно: Linocut with Simon Ripley
Отличный автор, недавно нашла ее в инстаграм, делится короткими видео процесса печати штампами, комбинирует их с цветными карандашами.
Видео от автора Леси Дубовик
Еще одно видео.
Еще некоторые авторы, работающие в технике линогравюры:
Антонина Пылаева
Маша Каштанова
Ия Гаас
Студия Printenstein
Многие из перечисленных авторов проводят живые и/или онлайн занятия по линогравюре.

Я веду видео-курс по линогравюре и штампам на площадке Lectoroom.ru, подробнее о нем можно прочитать по этой ссылке. Необходим ли такой курс, чтобы начать? Конечно, нет. Или точнее — для кого как. Лично для меня в любом новом деле важна своего рода инициация от выбранного мною мастера. Поэтому когда я начинаю что-то новое, начинаю это с занятия с педагогом. Прямо сейчас, например, я занимаюсь на видео-курсе по каллиграфии у Кати Шабановой.

Посмотреть больше моих работ в технике линогравюра можно по соответствующему тегу в моем журнале, а также на сайте или в портфолио на behance. Ниже несколько моих линогравюр разных лет.

"Настроение", 2015 год


"Воспоминание", 2014 год.


Иллюстрация в технике линогравюра "Волчата летят в космос", 2014 год

Из серии "Летом в деревне", 2015 год


Линогравюра "Волчишко" по мотивам иллюстрации Евгения Чарушина, 2016 год.

И еще пару слов! Как-то мне написали, "а зачем все это, если можно просто нарисовать?". Я думаю, не имеет смысла делать линогравюру ради лишь картинки, линогравюра это прежде всего процесс, рукотворный процесс. А еще малотиражная печатная графика, которой можно оформить дом. В линогравюре можно экспериментировать до посинения, придумывать различные приемы (о которых быть может когда-нибудь напишу). Линогравюру можно использовать для создания иллюстраций, как самостоятельно так и в сочетании с другими техниками (я обожаю вводить элементы линогравюры в коллаж), можно делать рукотворные открытки, принты, картины; штампами из линолеума можно украшать почтовые конверты, дневники и многое многое другое.

Удачной вам практики!

Материал подготовлен мной (Ольгой Езовой-Денисовой) по моим же работам и фотографиям.
Пожалуйста, указывайте автора и используйте активную ссылку при цитировании или использовании материала целиком.
Tags: линогравюра
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment